Всем хорошо известно, что наибольшая способность к деторождению у женщин имеется в 25-30 лет. В этом возрасте большинство женщин реализуют репродуктивную функцию в течение до 1 г. регулярной половой жизни. В то время как, после 35 лет для наступления беременности уже нужно больше 2 лет. Это самая важная детерминанта фертильности.
Именно поэтому все социально заинтересованные государственные структуры пугают такие цифры: в 1970 году в среднем 0,4 из каждых 1000 женщин Великобритании имели детей после 40 лет. К 2012 году этот показатель подскочил до 2.3.
Что это означает, насколько это проблема? Безусловно, государство заинтересовано иметь молодых, социально активных, самодостаточных женщин, заинтересованных в профессиональном росте. Однако больше государство заинтересовано в повышении рождаемости, улучшении демографических показателей. И эту функцию никто, кроме женщин, пусть молодых, активных и самодостаточных, выполнить не сможет.
К чему призывает медицинское сообщество и уже государство через таблоиды. К тому, чтобы каждая женщина помнила, принимая решение о первенстве в своей жизни карьеры и отсрочивании материнства, что есть риски в последующих попытках реализации репродуктивной функции.
Во-первых, гормональная функция, и отсюда возможность женщины иметь детей, ограничены. Природа, однозначно, рассматривает женщину как основной фактор в жизни ребенка, она должна не просто родить, быть долгое время нужной и полезной своему ребенку, не так: в 80 лет родить и умереть. Поэтому умная природа ограничила репродуктивный возраст женщины, причем в гораздо большей степени, чем мужчины. Должна быть возможность в молодом возрасте, с хорошим здоровьем родить ребенка, и в том же молодом здоровом возрасте его растить.
Если изучать репродуктивную систему, то можно понять, что она вся построена по принципу становления и угасания. Еще внутриутробно в яичниках заложены миллионы фолликулов с яйцеклетками, со становлением репродуктивной системы создаются условия для формирования в яичниках зрелых фолликулов с яйцеклетками, способными при определенных условиях оплодотворяться и реализовываться в беременность. Существуют генетические детерминанты, определяющие сохранение репродуктивных возможностей, действительно, далеко не всегда календарный возраст совпадает с биологическим, однако в любом случае наступает период, когда меняется гормональный, генетический потенциал половых клеток в сторону угасания. Так известно, что после 37,5 лет удваивается потеря овариального (яичникового) резерва, т.е. значительно уменьшается количество фолликулов и ооцитов (яйцеклеток) в них. При этом меняется не только количество, напрямую с этим снижением коррелирует увеличение хромосомных отклонений в клетках, что определяет снижение репродуктивного потенциала, увеличивает риски хромосомной патологии плода, даже если беременность наступила, это основная причина неразвития беременности и рождения детей с генетическими нарушениями. Причем это больше связано с возрастом матери.
Во вторых, не секрет, что по мере продвижения возраста все меняется: не только гормональная функция, в целом функции организма. Это определяет то количество акушерских осложнений, риск которых с возрастом увеличивается. Это влияет на внутриутробное развитие ребенка, здоровье родившихся детей. Цифры однозначны - в 2009 г. по данным МЗ РФ частота неосложнённых родов не превышала 38%. Одна из причин - первородящие в позднем репродуктивном возрасте.
В третьих, безусловно, надеясь на беременность, желая родить ребенка, любая женщина ожидает иметь здорового ребенка. К сожалению, с возрастом увеличиваются риски рождения детей с так называемой хромосомной патологией, возрастая в геометрической прогрессии: болезнь Дауна и др. Запланировать, ждать, и иметь совсем не тот результат, на который надеялась, не самое заветное желание женщин. К тому же, нездоровое поколение становится государственной проблемой, требующей значительных финансовых вложений.
Выводы однозначны: все должно быть вовремя, однако если есть мысли для себя этот вопрос отложить, нужно попытаться повысить свои последующие возможности.
Что это за возможности – это, прежде всего, сохранение своего репродуктивного материала, который можно получить как раз в том самом перспективном 30 летнем возрасте, хранить, знать, что можно его использовать тогда, когда это будет осознанно приемлемо. Так, многие клиники ЭКО включают это обязательной услугой у себя: витрификация (современная технология криоконсервации) половых клеток или эмбрионов. Биологический материал может храниться в клинике длительное время, никакой потери качества клеток не происходит. Как известно, матка - орган не стареющий, даже в менопаузе при воздействии на нее недостающими эстрогенами и прогестероном, назначенными в виде препаратов, возможно создать условия для наступления и вынашивания беременности.
Такой подход однозначно дает возможность даже в продвинутом, не перспективном для хорошей репродуктивной функции возрасте иметь генетически своего ребенка. Обычно, когда не знают или не информируют об этих технологиях, уже идет речь о донорстве половых клеток.
Все обсуждения и коммуникации ведутся не для деморализации женщин, они нужны для формирования правильной позиции: все делать вовремя. Сразу вспоминаются слова известной актрисы Фаины: "Что толку делать ремонт фасада, канализация всё равно протекает". Это действительно так, морщины на лице появляются гораздо позже, чем начинаются обратные процессы в репродуктивной системе, именно поэтому такой молодой возраст 39-40 лет становится постоянно обсуждаемым между акушером-гинекологом и пациентом.
Нельзя не отметить и возможности постоянно совершенствующейся фармацевтической отрасли в вопросе сохранения репродуктивного потенциала и здоровья женщин.
Об этом опять же не говорится часто, и женщина остается не информированной, что должна быть четко сформирована установка оставаться молодой, красивой и привлекательной после 40 длительное время. Не секрет, что при взгляде в зеркало женщину не оставляют равнодушной происходящие изменения, многие не подозревают, что это часть проблемы гормонального угасания, причем небольшая. Гораздо большее значение имеет влияние недостающей гормональной функции на общее здоровье: это риски переломов в пожилом возрасте, стрессорного недержания мочи и др. Задуматься и предотвращать эти риски нужно точно в самом начале гормональных перестроек. Для этого женщинам рекомендуют проводить заместительную гормональную терапию, чтобы восполнять извне снижающееся содержание женских половых гормонов. Длительная вовремя назначенная терапия правильно выбранными препаратами позволяет не только оставаться красивой, долго не теряющей свежести лица женщиной. Этот подход дает возможность сохранить здоровье, снизить риск развития остеопороза, изменений со стороны мочеполовой системы, колоректального рака. Однозначно, анализ отдаленных результатов применения заместительной гормональной терапии позволяет говорить о преимуществах использования препаратов при отсутствии рисков; иными словами, на обывательском уровне давно преодолены предрассудки гормонофобии.
Источники
- Одинцова И. А. и др. Криоконсервация половых клеток: история и современное состояние вопроса //Гены и клетки. – 2021. – Т. 16. – №. 3. – С. 44-51.
- Габараева В. В., Калугина А. С., Каменецкая Ю. К. Новые возможности применения витрификации ооцитов в программах вспомогательных репродуктивных технологий //Журнал акушерства и женских болезней. – 2014. – Т. 63. – №. 1. – С. 33-40.
- Иванова О. В. и др. Оценка эффективности криоконсервации гамет и эмбрионов человека в программах вспомогательных репродуктивных технологий //Морфологические ведомости. – 2019. – Т. 27. – №. 3. – С. 46-50.
- Курило Л. Ф., Джамбор В. В. Проблемы криоконсервации гамет и эмбрионов человека //Ветеринарная патология. – 2007. – №. 1. – С. 26-28.
- Чистякова И. В., Кузьмина Т. И. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРИОРЕЗИСТЕНТНОСТИ СОМАТИЧЕСКИХ И ПОЛОВЫХ КЛЕТОК ОВАРИАЛЬНЫХ ФОЛЛИКУЛОВ КОРОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ВИТРИФИКАЦИИ //Современные достижения и проблемы генетики и биотехнологии в животноводстве: Материалы междунар. науч. конф., посвященной 90. – 2019. – С. 238.